Значение сновидений

защитная роль сновидений

Какова же роль сновидения? Вопрос этот следует рассматривать в двух аспектах.

Наиболее элементарный - защитная роль сновидений в сохранении сна. На спящего человека падает большое число внешних раздражений, которые по воспринимающим системам достигают мозга, попадают в специфические зоны коры больших полушарий. При сильном раздражении или поверхностном характере сна наступает пробуждение. Часто же внешние раздражения перерабатываются мозгом, включаются в сюжет сновидения и теряют пробуждающий характер. Укол иголкой может быть воспринят как прокалывание штыком, холодный воздух - как зимнее купание, звонок - как стрельба, обрызгивание лица - как ливень, тесная рубашка может вызвать представление о затрудненном дыхании при объятиях.

Иногда эти ночные образы повторяются одновременно у многих людей, находящихся в сходных условиях. В одной швейцарской гостинице многим путешественникам во время грозы снилось, что во двор с оглушительным шумом въезжают экипажи с новыми путешественниками. На одной из картин Сальваторе Дали изображена спящая девушка, рядом с ней лежит гранат, вокруг которого вьется шмель. Девушке же снится, будто на нее набрасываются тигры, в тело вонзается копье, рядом шествует фантастический слон с паучьими ногами.

Однако значение сновидений не следует сводить к защитной функции. Если лишить человека сновидений, то они в последующем сне воспроизводятся более сильно, продолжительно и ярко, а кроме того, через определенное количество дней наступают психические нарушения. Связано ли это с лишением быстрого сна или сновидений (или и того, и другого), сказать трудно, так как эти процессы протекают одновременно и наблюдать их порознь невозможно. Несомненно определенную роль играет отсутствие сновидений, которые отражают внутренние проблемы личности, являются как бы предохранительным клапаном, через который, образно говоря, выходит скапливающийся «пар», повышающий давление. Личность в сновидении проявляется свободно, не считаясь с социальными и этическими ограничениями. Возможно, что они необходимы для нормальной психической деятельности человека, а лишение этого регулирующего аппарата нарушает психическое равновесие.

Сновидения в литературе используются для выражения идеи автора. Лев Николаевич Толстой очень широко использовал сновидения как рычаг для раскрытия психики человека. Для психологического анализа душевной жизни, по мнению Толстого, особое значение имеет взаимодействие внешних впечатлений и состояния человека, видящего сон. По мнению Толстого, «сновидения, которые представляются нам событиями, суть воспоминания, но в сонном состоянии они представляются нам событиями». А. М. Горький вспоминает, что он рассказывал Л. Н. Толстому свои сны, а тот подчеркивал связь содержания сновидения с потребностями и интересами человека.

Процесс сновидения обладает известной внутренней направленностью. На содержание сновидения влияют и мысли, возникшие непосредственно перед сном. Эти теоретические положения Толстой выражал в художественных образах. В повести «Метель» четыре сновидения являются основным способом изображения психического состояния персонажа. В романе «Война и мир» наибольшее число сновидений. В снах Пьера раскрываются его общественно-моральные искания; сны князя Андрея отражают переломные моменты в развитии его сознания; сны Николеньки и Пети несут в себе черты юношеской психологии, нравственную чистоту, героическое начало.

В романе «Анна Каренина» описаны четыре сна Анны, сны Вронского и Стивы Облонского. В отличие от интеллектуального содержания сновидений героев «Войны и мира» сны героев «Анны Карениной» раскрывают эмоциональную жизнь персонажей. Сон Нехлюдова - важная часть романа «Воскресенье».

Раскрытие личности при помощи сновидений - творческий прием, который писатель использовал вплоть до последних лет своей жизни. В 1894 году Л. Н. Толстой пишет рассказ «Сон молодого царя», в 1906 году - «Что я видел во сне?» (По свидетельству В. Г. Черткова, Толстой в этом рассказе действительно записал виденный им сон.) В 1909 году он пишет рассказ «Сон». Судя по записи в дневнике, после пережитого сновидения, он целый день сохранял ощущение чего-то важного.

Сновидения использованы и в творчестве других замечательных представителей русской литературы. В «Евгении Онегине» - сны Татьяны, «Капитанской дочке» - Гринева, «Борисе Годунове» - Отрепьева и Годунова. Пушкин, описывая сны, раскрывает сокровенные черты характеров героев. Н. В. Гоголь использует сновидения в произведениях «Майская ночь», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Шинель», «Портрет». В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сны Веры Павловны несут важнейшую смысловую нагрузку. Широко использовали сновидения И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

Еще шире включаются сновидения в канву произведений современных писателей. Повести, рассказы, фильмы содержат подчас сложный сплав реального и виденного во сне, что направлено на наиболее глубокое раскрытие особенностей личности.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».