Развитие науки о питании

диететика

Элементы диететики, имеющие отношение к формированию науки о питании, своими корнями уходят в глубокую древность. Некоторые вопросы питания, среди которых многие включали правильные представления и полезные рекомендации, находят отражение в трудах Гиппократа, Цельсия, Галена, Ибн-Сины (Авиценны), Горация. Диететика находилась на высоком уровне развития в древнейшие времена в Грузии, Армении, Азербайджане, Иране, Аравии.

Элементы диететики получили свое развитие достаточно рано и на Руси. Так, в 1546 г. был издан указ Ивана Грозного о повышении качества соли и строгом наказании лиц, виновных в загрязнении соли ядовитыми примесями. В 1551 г. в решениях Стоглавого Собора («Стоглав») нашли отражение некоторые вопросы питания, в частности о запрещении потребления кровяной колбасы. В 1624 г. царь Михаил Федорович издал указ об усилении надзора за хлебопечением и торговлей хлебом. Вопросам питания отведено значительное место в таких выдающихся древнерусских произведениях, как «Домострой» и «Юности честное зерцало». В последующем многие русские ученые высказывали и обосновывали различные положения, касающиеся питания населения. Большая часть этих высказываний была направлена на борьбу с цингой, которая в то время имела широкое распространение.

Большой вклад в развитие правильных представлений по различным вопросам питания внесли великий русский ученый М. В. Ломоносов и многие другие русские ученые. Положения о питании, изложенные в трудах ученых древности, носили эмпирический характер и основывались не столько на научно обоснованных данных, сколько на жизненном опыте, интуитивном предвидении и большой мудрости этих мыслителей и ученых.

Действительное, основанное строго на научных данных развитие науки о питании началось сравнительно недавно и может быть отнесено к началу XIX столетия. Развитие науки о питании стало возможным только после того, как химические науки, физиология и общее естествознание достигли такого высокого уровня. Представилась реальная возможность подвести достаточную научную базу для наиболее глубокого изучения превращений пищевых веществ в организме, их обмена, участия в общем энергетическом балансе и установления уровней потребности в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и других факторов.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.