Трудные дети

проблема трудных детей

ПРОБЛЕМА трудных детей и подростков очень сложна. Высказывались и высказываются самые различные точки зрения — от чистой биологии (врождённые особенности темперамента), снимающей всякую вину с воспитания, до чистой социологии, взваливающей причины формирования патологических черт характера исключительно на плечи родителей, окружающую среду.

Нарисовать весь спектр причин и условий, которые рождают нарушение нравственных норм поведения подростка, сложно, Мне бы хотелось выделить лишь одну сторону этой проблемы — наши недоработки, промахи в воспитании детей, которые мы нередко допускаем, и наше попустительство маленькому, незначительному отступлению детей и подростков от нравственной нормы. Нередка попытка родителей закрыть на нее глаза, пройти мимо, не заметить. А потом спохватываемся: да ведь это же была небольшая оплошность ребёнка, а в принципе-то он неплохой! Да кто бы мог подумать, что он так будет себя вести?

Сталкиваясь с категорией трудных детей, мы, врачи, видим, что, действительно, как будто в поведении этих детей нет ничего ненормального. Они делают то, что хотелось бы делать и другим детям, но, в отличие от них, трудные дети ни перед чем не останавливаются, для них почти нет правил, нет запрета, они не признают никаких авторитетов.

Как правило, у трудных подростков не сформировано чувство долга и ответственности перед окружающими. Зато почти всегда налицо непомерные потребности, удовлетворение которых не всегда возможно без нарушения общепринятых норм и правил.

Именно эта категория трудных подростков — преобладающая в детских комнатах милиции и нередко состоит на учёте у врачей-психоневрологов. Изучение этих детей показывает, что ошибки в воспитании часто формируют уродливые черты характера.

Правильное воспитание детей — это не только следствие образа жизни родителей. В этом плане поучительны высказывания Л. Толстого: «Не надейтесь, что, живя дурно, вы сможете вырастить хороших детей, если даже будете воспитывать их по всем правилам педагогики».

Да, мы, родители, знаем, что дети стараются делать все, как взрослые: мы в их глазах самые мудрые, самые смелые и справедливые — не можем ошибаться, не можем поступать плохо. Дети нам безоговорочно верят, подражают, берут пример. Именно поэтому с нас, взрослых, такой особый спрос за правильное воспитание детей.

Ведь фундамент важнейших человеческих качеств закладывается в семье. Как бы мы ни рассчитывали на особые способности и педагогическое мастерство учителя, ребёнок приходит в школу со сложившимися представлениями о добре и зле, своими привычками и потребностями, которые формируют его характер, его склад личности. А как известно, перевоспитывать куда сложнее, чем воспитывать. Ещё Т. Драйзер утверждал, что особенно несчастными вырастают дети, никогда не знавшие волшебного аромата домашнего очага.

Обычно родители боятся, чтобы ребёнок не ушибся, не заболел воспалением лёгких и т.д. Что же касается его нервной системы, его психического здоровья, то здесь родители иногда сами становятся причиной появления у ребёнка нервных расстройств и формирования патологических черт характера. Кому не знакома эта сцена... Ссорятся родители. Бедный ребёнок, чего бы он не сделал, чтобы примирить их? Он по-своему протестует, упрямится, мечется от одного к другому. Он лебезит перед одной стороной, по-детски неосознанно лицемерит перед другой или начинает громко плакать. Вот тут бы и остановиться, опомниться, посмотреть на себя глазами своего чада. Но этого не делается, более того, родители начинают кричать на плачущего ребёнка, приказывают немедленно замолчать. В результате таких нередких домашних сцен у ребёнка происходит перевозбуждение нервной системы, а это со временем может вызвать невроз или появление нежелательных патологических черт характера.

Воспитательное значение семьи определяется как положительным влиянием на ребёнка каждого члена ее, так и всей ситуации семьи, «духа семьи». В связи с этим распад семьи, уход из семьи одного из родителей создаёт «неполный дом», разрушенную семью, и несмотря на то, что формально она продолжает существовать (при одном из родителей), свое целостное воспитательное влияние на ребёнка она утрачивает. Для ребёнка в такой разрушенной семье возникают, с одной стороны, понятные материальные трудности, а с другой стороны — длительно продолжающийся моральный, душевный конфликт, существенно меняющий формирование его характера.

Нередко распад семьи, невротически перестраивая личность ребёнка, создаёт условия для формирования патологических черт характера. Ребёнок становится невропатом, трудновоспитуемым, педагогически запущенным.

Да, детство — пора повышенной впечатлительности, обострённого восприятия окружающего мира. Именно в эту пору и надо дать растущему человеку надёжные нравственные ориентиры. Тут главная роль принадлежит семье. Счастливы дети, родители которых глубоко осознают это. Но с болью приходится констатировать, что ещё далеко не на каждого ребёнка распространяется такое счастье. Увы, не на каждого. Однажды я консультировал 12-летнего подростка из «неполного дома». Мать рассталась с мужем, когда сын был совсем маленьким Суд решил, что отец тоже должен принимать участие в его воспитании. Было даже установлено время для встречи — один раз в месяц по субботам с 13.00 до 17.00 часов. Отец же, встречаясь с сыном, использовал это время для разжигания вражды к матери. Здесь всякие способы хороши, решил папаша, и однажды, уезжая в командировку на три месяца, похитил сына и увёз с собой. Все это время мальчик жил с ним в мужском общежитии. Был свидетелем пьяных скандалов, недосыпал, питался урывками. И что самое страшное, стал непослушным, упрямым, лживым, в лексиконе ребёнка появились ругательства. Мать вместе с сотрудниками милиции с ног сбились, чтобы вернуть ребёнка домой.

Но «любящий отец» сейчас опять обивает пороги различных учреждений с жалобами на «жестокость» бывшей супруги. Она, мол, не выполняет решение суда, скрывает от него сына. Отец непременно расскажет, какие редкостные игрушки дарит сыну. Но, конечно, умолчит о том, как отбирает их обратно, стоит только мальчику отказаться от свиданий с ним. Мать устала от бесконечных дрязг, хождений по инстанциям. Но ей не даёт покоя другое: как восстановить душевный покой сына и уберечь его от влияния «любвеобильного» отца.

А сын уже на глазах стал меняться. Будто что-то в нем надломилось и погасло. И курить научился, и нашёл компанию подростков, умеющих выпить. И совсем перестал слушаться мать, реагировать на тройки, щедро украшавшие его дневник, нередко дерзил ей, грозил уйти из дома. Да, не такое уж личное дело семейные конфликты! Рвутся живые связи, необходимые, но потерявшие ценность. Взаимные обиды, упрёки, оскорбления — не эти уроки нужны ребёнку, потому что они наверняка ещё аукнутся, отзовутся в будущем. Ведь вражда и ненависть родителей, посеянные в детской душе, могут когда-нибудь дать дурные всходы. Не придётся ли в семейных бурях, драмах, развернувшихся на глазах ребёнка, искать объяснения судьбы трудного подростка?

Проведённые исследования роли «неполного дома» для душевного здоровья ребёнка показали, что среди детей и подростков с патологическим развитием личности такие семьи составили почти 40 процентов, в то же время среди здорового детского коллектива были обнаружены разрушенные семьи лишь в 14 процентах.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.