Родители трудных детей

душевность

Опыт врачебной экспертизы говорит ещё об одной важной стороне проблемы трудных подростков. Оказалось, что 90 процентов трудных подростков, совершивших правонарушения с проявлениями жестокости, сами подвергались в детстве физическим наказаниям, 80 процентов таких подростков были свидетелями драк, пьяных дебошей в семье, 70 процентов испытали на себе трагедию семейных конфликтов. И все это, если не определило фатально их будущие проступки, то во всяком случае создало почву для этого. А почему? Неужели речь идёт только об отрицательных примерах, которые служат негодным образом для подражания и формирования патологических черт характера.

Мы полагаем, что драма таких трудных детей глубже. Это драма - неверия в справедливость, в душевность старших, это драма разочарования в доброте и мудрости взрослых, это горечь унижения своей личности. Такие обиды не прощаются. Ребёнок их может полностью не осознать, но они бесследно не проходят, они как бы отпечатываются в его чувствах и памяти особым кодом нравственной информации и зреют до поры, до времени, чтобы когда-то проявиться самым нежелательным и жестоким образом. К сожалению, встречаются ещё неблагополучные семьи, где родителям не удалось воспитать в детях иммунитет против жестокости, лжи и насилия.

Ощущение физической боли — чувство, далеко не приятное. Но когда к ней присоединяется и моральная боль — тяжелее вдвойне.

Такое вступление я привожу совсем не для привлечения внимания читателя, а потому, что эта мысль всегда приходит на ум, когда сталкиваешься на врачебной экспертизе с правонарушением подростков. Ведь дико и противоестественно, что подростки, которые особенно болезненно переносят любое насилие, сами применяют его в отношении других.

...Им всего по 15 лет, оба перестали учиться в школе, живут с родителями. В тот вечер, который стал чёрным пятном в их биографии на всю жизнь, во дворе своего дома мирно прогуливался такой же парнишка. Неожиданно перед ним появились хулиганы. «Папиросы есть у тебя?» — спросил один из них. «Нету, ребята»,— с сожалением ответил парнишка. «Ну а деньги?» Вопросы постепенно переходили в требование, угрозу, а потом посыпались удары по лицу, хладнокровно, методично — так, чтобы «помнил». В интервалах между градом тумаков у потерпевшего были отобраны личные вещи. Когда же жертва преступников стала от боли рыдать, его потащили на задворки, где вновь избивали, топтали ногами.

Трудно передать словами физические и моральные страдания пострадавшего. И вот у нас, врачей, возникает вопрос: за что, почему, как решились на такую страшную жестокость подростки? На такой вопрос подэкспертные отвечают угрюмо: «Не знаем». Оказалось, что они ещё в детстве, поощряемые родителями, с удовольствием стреляли из рогатки в птиц, издевались над кошками, собаками. А став подростками, научились курить, приходили в общественные места в нетрезвом состоянии, обижали малышей в школе и во дворе. К сожалению, взрослые остались лишь наблюдателями такого поведения ребят. Следовательно, можно сказать, что ещё в детстве они научились бить слабого. Если раньше избивали того, кого им было по силам - котенка или щенка, то сегодня они стали сильнее и изменили объект своего издевательства.

Для профилактики подобных действий надо воспитывать в детях доброту, любовь к людям, к окружающему животному миру, к природе.

Нам кажется естественным, что любой подросток, даже спросонья, может отчеканить таблицу умножения, вспомнить правила грамматики. А вот правил поведения ему не вспомнить, потому что дома и в школе их специально не проходят. А разве менее важны знания учащихся в вопросах нравственности, этики, эстетики, норм поведения.

Бить слабого не только жестоко, но и подло. Бить человека, заранее зная, что тот не сможет ответить тем же,— о какой гуманности тут можно говорить? Духовно ограниченный человек всегда жесток. Эта истина родилась не в теоретических спорах. Психологи установили, что если в отношениях родителей и детей мало любви, ребёнок нередко растёт агрессивным. Агрессия и враждебность направлены не только против самих родителей, но и против социального окружения — школы, товарищей. Ребят, которые стоят на учёте в детской комнате милиции, часто характеризует одна особенность: родители равнодушны к ним, этих детей не любят. Вероятность того, что из них получатся трудные подростки с уродливыми чертами характера, велика. Трудные дети берутся не сами по себе, они воспитываются в семьях, основанных на нелюбви, на эквивалентной морали.

Дети в таких семьях легко догадываются о супружеских изменах, становятся свидетелями ссор, истерик, битья посуды. Нет, кажется в лексиконе злых слов, которые не выкрикивали бы в исступлении ненавидящие друг друга родители, не обращая внимания на присутствие детей. Как вы думаете, читатель, откуда берутся люди, готовые предать ближнего ради достижения цели, ненавидящие не только себе подобных, но и зверей, птиц, цветы, выкрикивающие ругательства при женщинах и детях, лезущие в чужой карман, как в собственный, получающие наслаждение от чьего-то унижения, чьей-то боли, горя? Одно можно сказать наверняка: в детстве они не ощущали счастья семейного очага, любовно-дружеского союза членов семьи, не видели родительской верности, гармонии отношений, которую им хотелось бы повторить, став взрослыми.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.