Понять ребёнка

жизнь ребенка

Есть семьи, где, постоянно запрещая, запугивая, подавляют волю ребенка, его энергию. Взрослые учат его всегда только притормаживать свои желания, только подчиняться и слушаться. Ребенок, от которого постоянно требуют подчинения, вырастает несчастным человеком.

Безликость, безволие, неспособность защитить и отстоять себя, неумение принимать серьезные решения самостоятельно — вот те основные черты, которые чаще всего сопровождают жизнь таких чересчур «послушных» детей. Конечно, встречаются случаи, когда, действительно, надо запретить, при этом любой взрослый человек в семье должен чертить для себя и для ребенка круг этих «нельзя».

На протяжении первых семи лет жизни ребенка психологи выделяет три кризисные точки: год, 3 года и 7 лет. В этом возрасте ребенок требует особого внимания родителей. Его поведение зависит от взрослых, от их умения вовремя изменить стиль общения с ребенком, предоставить ему больше самостоятельности, не потакая при это капризам.

«...Был малыш как малыш, а теперь стал упрям, все наперекор. Просто удивительно!» — жалуются родители трехлетнего ребенка. Между тем ничего удивительного. Раз мы говорим о развитии ребенка, то значит нужно быть готовым к тому, что оно, как всякое развитие вообще, не сводится к накоплению незаметных изменений, а будут в нем времена резких перемен, скачкообразных переходов, кризисов. Как уже говорилось, у каждого родителя свои взгляды на воспитание ребенка. И они, увы, далеко не всегда согласуются с врачебными требованиями. «Моему сыну нельзя вставать рано».

И срывается рекомендованная утренняя зарядка, основной аккумулятор энергии на целый день. «Моей дочери противопоказано много ходить». И сердобольная мама несет валяющемуся в постели 8-летнему ребенку молочные продукты из магазина. Назначается ребенку определенная диета. А родителям начинает казаться, что этого мало. И принимаются они подкармливать свое чадо, нарушая диету. Мало того: захотел «жвачку» — пожалуйста! Увидел шоколадку — незамедлительно получил. А сладкое отбивает аппетит.

Иным из родителей кажется, что приказной стиль общения с детьми, основанный на безапелляционном тоне и требовании беспрекословного послушания,— это строго и хорошо. Часто родители считают, что разъяснять обоснованность своих требований совсем необязательно. Но эта ошибка вызывает привычку к слепому подчинению. «Не понимаю, чего ему не хватает? Ничего для него не жалею. И одеваю хорошо и готовлю то, что любит. А он стал замкнутым, так и старается улизнуть из дома». Огорченная мама не понимает, что хорошо накормить и одеть ребенка — намного проще, чем установить с ним настоящее духовное общение.

Многие родители жалуются, что их ребенок не оправдал надежды и растерял свои способности. Да, действительно приходится встречаться со случаями, когда ребенок, блиставший живостью ума, свежестью восприятия, довольно часто вырастает в весьма заурядного взрослого. И дело здесь не в недостатке ума, а в нашем неумении помочь ребенку раскрыть свои способности, выявить истинные склонности.

Припоминаю историю одной благополучной семьи, в которой родители, побуждаемые, по их мнению, самыми лучшими намерениями, добились горестных результатов. Дочь росла послушным ребенком, как говорится, «ходила по струнке», выполняя волю родителей, посещала музыкальную школу, изостудию, хореографический кружок. При этом везде добивалась хороших результатов, однако в старших классах успеваемость заметно снизилась, пропал интерес к «творчеству». К великому недоумению родителей, девушка после окончания школы ушла из дома, поступила работать на швейную фабрику и устроилась в общежитии ради того, чтобы обрести свое истинное призвание и самостоятельность.

Важной особенностью детской психики является образность, яркость восприятия окружающего. Отсюда все наглядное, яркое, динамичное дети усваивают гораздо легче, чем сухой, застывший, абстрактный материал. К сожалению, это не всегда учитывается. Детей часто перегружают различной информацией - тут тебе и иностранные языки, и математика, и обучение музыке. Несомненно, занимаясь всем этим, дети получают полезные знания. Но достаются они весьма дорогой ценой. Если любопытство, фантазия, веселье, озорство удаляются, как якобы ненужные, в итоге может вырасти чёрствый и сухой человек, «думающая машина» или «робот» без души. Но не только это.

Весьма вероятно, что у ребёнка окажутся слабо выраженными и творческие способности. Склонность фантазировать, выдумывать, удивляться — это важнейшие предпосылки творчества ребят. Способствовать всестороннему развитию ребёнка можно не путём постоянного «родительского и педагогического давления», а стимуляцией активности, познавательных процессов. Между тем современные средства информации, прежде всего телевидение, оставляют детям мало времени для самостоятельной деятельности.

Дети, которые чересчур пристрастились к телевизору, рискуют превратиться в пассивных созерцателей, утратив творческое начало. Нужно учитывать, что телепередачи, как они ни интересны, не заменят чтения. Когда ребёнок читает, в его голове возникают яркие образы, порождённые собственной фантазией. При просмотре же телепередачи в основном внимание пассивно следит за ходом событий, конечно, речь идёт не о том, чтобы «отлучить» детей от телевидения, но пусть оно не становится конкурентом книге.

К сожалению, врачам приходится встречаться с неврозами у детей в семьях, где ребёнок не видит ласки, тёплого слова, не знает, как это отец или мать гладят по голове. Но зато брани, наказаний в воспитательных целях в таких семьях дети видят предостаточно.

Точно так же другие родители надеются, что ласки и любви малышу достаточно, чтобы он в будущем стал хорошим человеком, гармоничной личностью. Однако помимо нежности и ласки детям необходима дисциплина, разумная сбалансированность запретов и поощрений. Не делать за них, а учить самостоятельности. Не думать вместо них, а думать вместе с ними. Тогда детей и родителей свяжут не только кровные узы родства, но и узы духовные, без которых не может быть настоящей близости. Дети — наше будущее, наш завтрашний день. За них в ответе каждый из нас.

Забота о здоровье и воспитании детей — наше общее дело. Об этом нельзя забывать ни на один день. И это естественно, ибо нельзя представить себе землю с берёзкой на пригорке, с журавлями в небе, но без людей, без звонкого и радостного детского смеха, пустую, незаселенную, без нив, засеянных рукой человека.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.